Особенности в подготовке сотрудников личной охраны при выполнении профессионального стрелкового стандарта ТОР-9.

IMG 7170

Проблема подготовки телохранителей,  которые совмещают работу с выполнением  профессиональных стрелковых упражнений, заключается в минимальном свободном объеме времени. В связи с этим надо решить задачу получение лучших результатов в стрельбе, связанных с максимальным ростом физических возможностей при минимальных затратах времени на тренировки.

Необходимо учитывать то, что стрелок до начала стрельбы производит передвижение в виде бега, стремясь преодолеть за минимальный промежуток времени дистанцию до огневого рубежа. И вследствие этого на огневом рубеже у него отмечаются значительные функциональные и психологические сдвиги. Стрелок производит выстрелы в условиях затрудненного дыхания, без предварительных пробных выстрелов, корректировки стрельбы, ограниченного по времени и количеству патронов. Эти специфические факторы влияют на действия стрелка во время стрельбы: изготовка становиться более «жесткой», сокращается время задержки дыхания и прицеливания, изменяется характер обработки спуска.

Самое первое в технике стрельбы – это изготовка. Под термином «изготовка» понимают комплекс действий стрелка, в результате которых он принимает определенное положение для стрельбы. 

Правилами стрелкового стандарта определено три положения для стрельбы – с колена, лежа и стоя.          

Стрельба стоя – более трудная задача. В механике такое положение тела называют неустойчивым, т.к. общий центр тяжести системы стрелок-оружие находиться значительно выше площади опоры, а сама площадь намного меньше, чем при стрельбе с колена и лежа.  Коме того, на данном огневом рубеже расстояние от рубежа до цели (мишени) находиться на много дальше других огневых рубежей и в конце всех передвижений стрелка (последний рубеж).

После занятия определенной позиции для стрельбы, стрелок начинает прицеливание. Прицеливание – сложный зрительно-двигательный процесс, во время которого стрелок должен не только контролировать взаиморасположение мушки и цели, но и соответствующими движениями переместить оружие, восстанавливая его направление относительно цели. 

Стрелок до стрельбы выполняет определенную физическую нагрузку, в результате которой рефлекторно учащается дыхание, пульс. Каждый стрелок при стрельбе сталкивается с тем, что оружие постоянно находится в движении. Эти движения, и определяют устойчивость, которую можно разделить на две составные части. Первая составная часть – это движения, вызванные не координированными мышцами и их тремором, вторая часть – это движения, вызванные ударами сердца. 

Если первая тренируема, то вторая тренировке практически не поддаётся.

            При анализе траектории прицеливания у стрелка высокого класса очень легко увидеть эти две составляющие. Пульсация при стрельбе лежа и с колена составляют 60-80% от общей устойчивости (А. Куделин МСМК по пулевой стрельбе). 

            Венцом отработки элементов техники стрельбы является спуск курка. Этот элемент выполняется в течение всего периода прицеливания и завершает весь комплекс действий стрелка при производстве выстрела.

            Техника стрельбы может (и должна) выполняться в скоростном режиме, без выцеливания. Но как отмечалось выше, стрелку приходиться стрелять на более высоком пульсе и учащенном дыхании, чем относительно покоя. Кроме того, как показывает практика, длительное выцеливание мишени говорит о недостаточной тренированности стрелка в стрелковой практике и отсутствии согласованности технических элементов. 

            Стрелковый стандарт относиться к ациклическому виду упражнения на основе его кинематических и динамических характеристик. Если при выполнении упражнения рабочие периоды (бег) сменяются промежуточными периодами частичного отдыха, т. е. работой значительно более низкой интенсивности (в нашем случае стрельба на огневом рубеже), то такие упражнения обозначают как интервальные переменные упражнения. (4)

            При статической деятельности, стрельба на огневом рубеже, не происходит ни перемещения внешних объектов, ни перемещения тела человека. С точки зрения механики, при статической деятельности не производиться никакой работы. С физиологической же точки зрения при статической деятельности в мышце совершается большая внутренняя работа, связанная с возникновением и поддержанием напряжения.  (2).

            Как отмечается в книге А.П. Кедярова «Обучение стрельбе в биатлоне» (2) - установлена тесная корреляционная связь между точностью стрельбы из положения стоя и силовыми показателями становой тяги стрелка: чем выше показатели, тем лучше качество стрельбы (r=53). Также выявлена тесная корреляционная связь между точностью стрельбы и амплитудой тремора (r=-0,75); но исследования не выявили достоверной зависимости между точностью стрельбы из положения лежа и стоя (р>0,05). 

На результаты стрельбы стрелков влияют различные факторы. Если внешние условие (объективные) одинаково для всех участников стрелкового стандарта «ТОР-9» в одном тире, то личностные характеристики (субъективные) разные.  Объективные: освещенность мишеней, температура помещения и т.д. Субъективные: скорость подхода к огневому рубежу, показатели частоты сердечных сокращений (ЧСС) перед стрельбой, темп, ритм стрельбы, правильность принятия изготовки, функциональное состояние нервно-мышечного аппарата и зрительного анализатора, антрометрических данных стрелка.

Однако одинаковая физическая нагрузка вызывает неодинаковые физиологические реакции у людей разного возраста и пола, у людей с неодинаковой степенью функциональной подготовленности (тренированности). Например, два человека выполняют одну и ту же абсолютную физическую нагрузку с одинаковым рабочим потреблением О2 - 3 л/мин. Но у одного максимальное потребление кислорода (МПК) равно 6 л/мин, а у другого - 4,5 л/мин. Соответственно относительная физиологическая нагрузка на кислородтранспортную систему у этих людей далеко не одинакова, так как у первого выполняемая физическая работа "нагружает" эту систему лишь на 50% от ее предельных возможностей, а у второго - на 75%. Следовательно, относительная физиологическая нагрузка у первого человека меньше, чем у второго. (4).

            Начало мышечной деятельности сопровождается усилением легочной вентиляции. Существенное увеличение происходит почти немедленно, затем следует постепенное увеличение глубины и частоты дыхания. Усиление вентиляции при выполнении физической нагрузки разной интенсивности иллюстрирует рисунок (5). 

Линейная вентиляция

            Из-за кратковременности анаэробного упражнения во время его выполнения функции кровообращения и дыхания, не успевают достигнуть возможного максимума. На протяжении максимального анаэробного упражнения стрелок либо вообще не дышит, либо успевает выполнить лишь несколько дыхательных циклов. Соответственно "средняя" легочная вентиляция не превышает 20-30% от максимальной. 

Как отмечается в литературе, в практической стрельбе необходимо освободить дыхание. Потому что невозможно поражать мишени, интенсивно двигаясь и задерживая дыхание. Да это и не нужно. Попробуйте, удерживая пистолет двойным хватом на мишени, дышать животом, не раскрывая грудной клетки. После некоторой практики дыхание животом не будет отражаться на прицельных приспособлениях. Дыхание животом совершенно не мешает прицеливаться и производить выстрел (3).

            ЧСС повышается еще до старта (до 140-150 уд/мин) и во время упражнения продолжает расти, достигая наибольшего значения сразу после финиша - 80-90% от ''максимальной» (160-180 уд/мин). Например, ЧСС перед стартом в среднем тем выше, чем «короче» дистанция предстоящего бега, т. е. чем выше ЧСС во время выполнения упражнения. (4).

Влияние физнагрузок на ЧСС

            С другой стороны, по данным другого источника, отмечается линейная зависимость между ЧСС и интенсивностью работы в пределах 50-90% переносимости максимальных нагрузок (рис. 15.2). При лёгкой̆ физической̆ нагрузке ЧСС сначала значительно увеличивается, затем постепенно снижается до уровня, который̆ сохраняется в течение всего периода стабильной̆ работы. При более интенсивных и длительных нагрузках имеется тенденция к увеличению ЧСС, причем при максимальной̆ работе она нарастает до предельно достижимой̆. ЧСС увеличивается пропорционально величине мышечной̆ работы. Обычно при уровне нагрузки 1000 кгм/мин ЧСС достигает 160-170 уд/мин, по мере дальнейшего повышения нагрузки сердечные сокращения ускоряются более умеренно и постепенно достигают максимальной̆ величины -170-200 уд/мин. Дальнейшее повышение нагрузки уже не сопровождается увеличением ЧСС. (6)

        В связи с этим, на последнем огневом рубеже (20м.) стрелкового стандарта ЧСС наиболее высокая, чем двух предыдущих. 

            В беге на короткие дистанции стрелок выполняет работу в анаэробном режиме (6).

Поскольку энергетическую основу этих упражнений составляют анаэробные процессы, усиление деятельности кардио-респираторной (кислородтранспортной) системы практически не имеет значения для энергетического обеспечения самого упражнения (4). Таким образом, предстартовые изменения физиологических функций довольно специфичны, хотя количественно выражены, конечно, значительно слабее происходящих во время работы.

            Частота сердечных сокращений у тренированных, как и у нетренированных людей, повышается линейно с увеличением нагрузки или скорости потребления кислорода. При одинаковой абсолютной нагрузке (одинаковой скорости потребления кислорода) ЧСС у тренированных ниже, а, следовательно, систолический объем выше, чем у нетренированных людей. Чем выше тренированность человека и чем выше его аэробные возможности (МПК), тем ниже ЧСС при выполнении любой не максимальной нагрузки.   Показателем аэробных возможностей служит анаэробный порог: чем больше первое, тем выше этот порог.

            Структура выполнения стрелкового стандарта «ТОР-9» характеризуется тремя короткими ускорениями   15 м (с рубежа 25 м. до рубежа 10 м.), 3 м (с рубежа 10 м. до рубежа 7 м.). и 13 (с рубежа 7м. до рубежа 20 м.) м. В таком рваном ритме стрелок преодолевает 31 метр, добавляя при этом еще двигательные действия при принятии изготовки для стрельбы и «выхода» для передвижения. 

            Согласно статистики НАСТ России, регулярно проводящих стрелковый стандарт в Балтийском Командорстве, видно, что стрелки, с коэффициентом стрельбы от 30 до 40, затрачивают время на выполнение упражнения в среднем на 6 секунд больше, чем стрелки с коэффициентом от 40 и выше, при этом результативность в стрельбе их ниже в среднем на 10%.

            Кроме того, все высокие результаты (более 40) находятся в среднем потраченном времени при выполнении стандарта 28 секунд, а количество выбитых очков на рубежах 24,12; 26,72; 23,45 соответственно огневым рубежам 1-й,2-й,3-й. Если рассмотреть стрелков, которые двигались быстрее (менее 30с), при стабильности выбитых очков (высокие результаты от 45) на двух первых рубежах ухудшают свои результаты на третьем.

Время, с.

1-й рубеж. Колено

2-й рубеж. Лежа

3-й рубеж.

Стоя

Сумма, очки

результат

1

24

9

9

8

10

10

9

8

7

6

76

52

2

26

10

9

8

9

10

9

9

7

6

77

51

3

26

9

8

7

10

9

9

9

8

4

72

46 

Интересные показал результаты для нашего анализа стрелок Дмитрий. Он трижды показал высокий результат. При его стрельбе на стрелковом стандарте «ТОР-9» отмечается стабильная техничность выстрела. Как видно из таблицы, при попытке улучшить итоговый результат за счет времени выполнения, ухудшается результативность поражения мишени.

Время, с.

1-й рубеж. Колено

2-й рубеж. Лежа

3-й рубеж.

Стоя

Сумма, очки

результат

1

33

9

8

5

9

9

8

10

10

7

75

42

2

28

9

8

7

10

8

7

9

7

7

72

44

3

26

9

2

7

9

9

9

5

8

8

66

40

У другого стрелка Александра, показавшего также два результата выше 40, также отмечается снижение результативности поражения мишени, при попытке уменьшить временной промежуток.

Время, с.

1-й рубеж. Колено

2-й рубеж. Лежа

3-й рубеж.

Стоя

Сумма, очки

результат

1

32

9

10

10

10

10

9

9

7

5

79

47

2

26

6

7

9

6

7

8

10

8

5

66

40

Надо отметить, что показанные все результаты у стрелков были в разный период времени в соответствием с планом Балтийского Командорства НАСТ России о проведении стрелкового стандарта «ТОР-9». 

Наши рассуждения были бы более полными (достоверными), если к ним добавить физиологические результаты тестирования участников стрелкового стандарта.

Но и на данный момент, имея статистику и вышеперечисленные научные данные, можно определить пути повышения результативности.

Из всего этого становится очевидным, какое огромное значение для стрелка имеет физическая подготовка как средство развития. Не менее важное значение приобретает она и в отношении перестройки деятельности центральной нервной системы стрелка - увеличении подвижности в протекании нервных процессов в коре больших полушарий, образовании новых условнорефлекторных связей, формировании динамического стереотипа, выработке и закреплении положительных двигательных навыков и т.д. (7)

Задачи стрелковой подготовки телохранителя сводиться не только к всестороннему физическому развитию и стабильному техническому арсеналу стрельбы из служебного оружия, но необходимых прикладных физических способностей, которые будут способствовать высокой результативности точной стрельбы в минимально возможное время.

Эти задачи решаются в процессе специальных тренировок.

 

Использованные источники.

  1. 1.Статистика Балтийского Командорства НАСТ России (2015-2016 г.г.).
  2. 2.Обучение стрельбе в биатлоне. А.П. Кедров (2007 г.).
  3. 3.Практическая стрельба. В. Крючин (2006).
  4. 4.Спортивная физиология. Я.М. Коц.
  5. 5.Физиология спорта и двигательной активности. Д. Уилмор, Д. Костилл.
  6. 6.Физиология физического воспитания и спорта. В.М. Смирнов, В.И. Дубровский (2002 г.)
  7. 7.Пулевая спортивная стрельба. А.А. Юрьев.
  8. 8.Стрельба между ударами сердца (пульс техника). Статья МСМК по пулевой стрельбе А. Куделин.


Материал подготовлен:

Алексей Сысун, Дмитрий Сакуто

Особенности в подготовке сотрудников личной охраны при выполнении профессионального стандарта оказания первой медицинской помощи « 3 Х 5 Х 3 ».

1

В разработанном стандарте, оказания первой медицинской помощи, руководителем кафедры Экстремальной медицины Академии НАСТ России к.м.н. Александром Чурсиным говорится: «Статистические данные смертности от тяжелых травм и ранений указывают на то, что из общего числа погибших 50% умирает на месте происшествия в течение первых минут, не получив никакой медицинской помощи, т.к. «скорая» по ряду причин не успевает своевременно прибыть к месту трагедии. Еще 30% погибает на этапе транспортировки и лишь оставшиеся 20% - в стационаре…»

С данным стандартом, который имеет название - «Стандарт « 3 Х 5 Х 3 » по оказанию первой помощи пострадавшему», можно ознакомиться на интернет портале Национальной Ассоциации Телохранителей (НАСТ) России. Он разбит на три раздела, где четко обозначено время всех действий телохранителя. Время, в первых двух разделах, в большей степени зависит от знаний и практического опыта (мастерства) оказания первой медицинской помощи, т.е. другими словами от знаний и правильного технического действия телохранителя. А вот, что касается третьего раздела, то, здесь оно напрямую зависит от физической подготовленности сотрудников личной охраны, которые должны осуществить переноску пострадавшего одним или двумя телохранителями на расстояние 100 м. с посадкой в автомобиль (кузов седан, двери закрыты). На это по стандарту выделяется 100с. или 80 с. соответственно указанному количеству телохранителей.

            Если рассмотреть, что пострадавший имеет вес около 80 кг (среднестатистический вес человека), то при переноске пострадавшего на расстояние 100 м. нагрузка существенно увеличивается на переносящих или переносящего. Транспортировка пострадавшего состоит из трех этапов: первый этап - требуется пострадавшего поднять и «уложить», соответственно медицинским канонам, на опору-телохранитель; второй этап – это сама переноска пострадавшего; третий этап – «посадка в автомобиль».

Для более детального рассмотрения физической нагрузки целесообразно рассмотреть действия одного телохранителя, т.к. действия телохранителей, когда их более одного, упрощает задачу.

            Любое двигательное действие нужно рассматривать с точки зрения механики и биологии, их закономерности надо брать во взаимосвязи. Именно взаимосвязь механических и биологических закономерностей позволяет раскрыть специфику данных двигательных действий (1). Исследуя движения телохранителя, требуется понять какие требования предъявляются ему при данных исходных данных.

Итак, прежде чем осуществить переноску пострадавшего, телохранителю требуется его тело в соответствии с медицинскими канонами (без воздействий на рану, не «повреждая» перевязку и т.д.) поднять и разместить на «себе». Другими словами, прежде всего, за счет основных мышц (спины и брюшного пресса) в глубоком приседе разместить тело пострадавшего на себе и затем с этого приседа встать, за счет включения мышц ног. Т.е. здесь рассматривается большая нагрузка (вес пострадавшего около 80 кг.) подъем из приседа. Как уже говорилось, для этого двигательного действия требуется, чтобы телохранитель имел «крепкие» мышцы спины, брюшного пресса и ног, но с некоторым запасом прочности. Кроме того, следует иметь в виду, что подчас даже небольшие изменения тела могут привести к тому, что активными станут совершенно иные мышечные группы.

Приседания со штангой

Если, например, человек выполняет приседание со штангой 50 кг на плечах и находится в одной из поз, показанных на рисунке, то моменты силы, действующие в отдельных суставах, будут совершенно различны (см. таблицу), хотя сила действия везде одинакова – 50 кг. Кроме величины силовых моментов меняется и направление их действия – сгибания вместо разгибания. Так, например, работают мышцы коленного сустава в позе «Г»: хотя в суставе происходит разгибание, активны в этот момент мышцы-сгибатели. Они препятствуют излишне быстрому разгибанию. Если бы активность их внезапно прекратилась, то произошло бы резкое разгибание в коленных суставах, поскольку в этой позе совместное действие сил тяжести штанги и вышележащих сегментов тела (туловища с головой и руками, бедер), а также силовых моментов мышечной тяги в тазобедренных суставах создает в коленных суставах вращательный момент силы, действующий в направлении разгибания (1).

Моменты силы при приседе

Если человек делает в максимуме полный присед с 80 кг. да еще со страховочным поясом, то есть большая вероятность, что он не сможет поднять пострадавшего такого веса.

Далее телохранитель совершает «перемещение», максимально быстро, пострадавшего к автомобилю. При кратковременной, но очень интенсивной работе энергообеспечение мышечных движений происходит при анаэробном режиме (2).

График субмаксимальной нагрузки

При очень интенсивных физических нагрузках (максимальной и субмаксимальной) основным источником энергообеспечения становятся анаэробный механизмы: алактатный при работе в течении 20-30 с. и лактатный – в течение 30 с. - 5 мин. Относительный вклад механизмов энергообразования представлены на рисунке. (4).

При этом требуется помнить, что телохранитель задействует алактатный механизм энергообеспечения при подъеме с пострадавшим из приседа.

Далее происходит интенсивная работа (бег с «грузом») в зоне максимальной мощности по продолжительности до 20-30 с. или  субмаксимальной мощности имеющей продолжение от 20-30 с. до 3-5 мин (3), в нашем случае требуется, для того чтобы вложиться по времени стандарта, 100 с. или 1 мин. 40 с. общего времени переноски пострадавшего. Ведущий механизм энергообеспечения будет зависит от продолжительности интенсивности физической нагрузки. К сожалению, на данный момент мы не располагаем этими данными, но неизбежно нарастает частота сердечных сокращений до максимума, концентрация лактата (молочная кислота) увеличивается от 4-5 до 20 ммоль/л/мин. (3). Чем раньше наступает накопление молочной кислоты, тем раньше наступает утомление с последующим отказом от работы. Кроме того, работа в субмаксимальной мощности  характеризуется самым высоким кислородным долгом – до 20 л. (2). Поэтому величина анаэробного порога является важным показателем эффективности процессов энергообразования в мышцах, интенсивности нагрузок, роста степени тренированности. С ростом степени тренированности порог лактата увеличивается, т.е. наступает при более интенсивной работе. (4)

«Доставив» пострадавшего к автомобилю, требуется силовая подготовленность, с целью расположения пострадавшего в нем. Здесь участвуют те же основные группы мышц и механизмы, о которых говорилось выше. 

Рассматривая всю физическую нагрузку по энергообеспечению, мы имеем приведенные выше максимальные характеристики, т.к. ведущие механизмы и системы в случае использования самой простой модели энергообеспечения,— это емкость и мощность лактоцидной (гликолитической) энергетической системы рабочих мышц, функциональные (мощностные) свойства нервно-мышечного аппарата, а также кислородо-транспортные возможности организма (особенно сердечно-сосудистой системы) и аэробные (окислительные) возможности рабочих мышц. Таким образом, выполнение подобных действий предъявляют весьма высокие требования, как к анаэробным, так и к аэробным возможностям. Кроме того, необходимо учитывать, что выполнение упражнений субмаксимальной мощности до предела относятся к одним из самых психологически напряженных, поэтому не могут использоваться часто, существует мнение о влиянии этих тренировок на форсирование приобретения физической формы и быстрому наступлению перетренировки. Таким образом, упражнения субмаксимальной анаэробной мощности и предельной продолжительности нельзя применять в тренировочном процессе.

Для сохранения или поддержания «максимальной» мощности движения (норматив 100 с. с «грузом»), а также продолжение выполнения поставленных служебных задач, требуется прикладная физическая подготовленность. Эти задачи решаются в процессе специальных тренировок.

Список использованных источников

  1. 1.Биомеханика. Д.Д. Донской, В.М. Зациорский. (1979г.)
  2. 2.Спортивная биохимия. С.С. Михайлов ( 2004 г.)
  3. 3.Конструирование тренировочных воздействий. Б.Ф. Вашляев, И.Р. Вашляева, М.Г. Фарафонтов. (2006 г.)
  4. 4.Биохимия мышечной деятельности.

 

Материал подготовлен:

Алексей Сысун, Дмитрий Сакуто

Педагогическая сущность

Спор между теорией и практикой - спор очень старый.

Пустая, ни на чем не основанная теория оказывается такой же никуда не годной вещью, как факт или опыт, из которого нельзя вывести никакой мысли, которому не предшествует и за которым не следует идея. Теория не может отказаться от действительности, факт не может отказаться от мысли. Но, увы, спор этот, не совсем умолкший, часто слышится в жизни и в особенности в деле воспитания. Часто «теоретик», принимаясь за свое сочинение, прежде всего, отвлекает свою мысль от бессмысленной пестроты жизненных явлений, старается возвыситься до абстрактных начал воспитания, определяет сначала цель, взвешивает средства к достижению этой цели и начинает чертить путь воспитания, забывая, что главный вопрос о цели, на решении которого основана вся его теория воспитания, разрешается в действительности с бесконечным разнообразием. «Практик» смеется над своим зафилософствовавшимся товарищем, чувствует всю неприложимость его стройной теории, берет в одну руку учебник своего предмета, в другую ферулу, и дело идет у него как по маслу; ученики учатся прилежно, вступают в жизнь и как будто никогда и ничему не учились. Они выполнили необходимую «комедию» и принимаются за новые роли, не имеющие никакого отношения к старым, воспоминание о которых только мешает жить и чем скорее исчезнет, тем лучше. Практика, факт - дело единичное, и если в воспитании признавать дельность одной практики, то даже, и такая передача советов невозможна. Передается мысль, выведенная из опыта, но не самый опыт. Но это две крайности.

Лекция, будучи развернутым теоретическим сообщением, содержит в себе и определенный фактический материал, который придает ей убедительность, конкретность, доказательность. В ходе лекции излагается взаимосвязь теоретической мысли с практической деятельностью, боевым опытом прошлых лет.

Большое значение имеет методика преподнесения фактического материала из боевого опыта, придающего практическую направленность читаемой лекции. Фактический материал, примеры из боевой практики обеспечивают устойчивое внимание обучаемых в ходе лекций, порождают положительную мотивацию на изучение боевого опыта. Кроме того, рассмотрение фактов боевой практики, анализ конкретных боевых ситуаций побуждают обучаемых теоретически осмыслить приведенные примеры, увидеть в них первоначальный «рецепт» для собственной деятельности в аналогичной ситуации.

Практика показывает, что фактический материал лекций составляют примеры из личного опыта, а также из периодической печати и военно-мемуарной литературы.

Значимость теоретических обобщений в лекции подтверждается примерами или анализом какой-либо конкретной ситуации.

Нормальная «школа подготовки» без практической школы при ней - то же самое, что медицинский факультет без клиники, но и одна практика без теории - то же, что знахарство в медицине.

 

Материал подготовлен (основан) на статье К.Д Ушинского «О пользе педагогической литературы» (впервые опубликовано: "Журнал для воспитания", 1857, № 1.) и учебнике «Военная педагогика» (2008г.)

Сверхдальняя стрельба. Факультативный материал.

SN 1

Точный выстрел на сверхдальнюю дистанцию похож на хитрый трюк — в прошлом такая стрельба была результатом феноменальных способностей стрелка, а чаще случайностью. Сегодня — это сочетание высоких технологий и совершенных методик подготовки. «Лента.ру» составила рейтинг самых дальних снайперских выстрелов всех времен.

Возврат к истокам. Или наоборот?

Корни, которых осталось и так не много, рубятся:

В ближайшее время начинается масштабная реформа Федеральной службы безопасности и других российских силовых ведомств, в результате которой произойдет расширение полномочий и укрупнение спецслужб,
По данным источника издания, указ о реорганизации ФСБ президент РФ Владимир Путин подписал еще в пятницу. На днях пройдет коллегия ФСБ, где и будут рассмотрены указ и сопутствующие ему законопроекты, которые должны быть приняты Госдумой.
Согласно указу, ФСБ будет объединена со Службой внешней разведки (СВР) и Федеральной службой охраны (ФСО), а затем переименована в Министерство государственной безопасности. Как напоминает издание, Федеральную пограничную службу (ФПС) и Федеральное агентство правительственной связи и информации (ФАПСИ) ввели в состав ФСБ в 2003 году.