Педагогический контроль.

 

E-5


Для определения связи между факторами воздействия в процессе подготовки и теми изменениями, которые происходят у занимающихся применяется педагогический контроль. 

Педагогический контроль - это система мероприятий, обеспечивающих проверку запланированных показателей воспитания (обучения) для оценки применяемых средств, методов и нагрузок.

Контроль может реализовываться в ходе тестирования или процедуры измерения результатов в тестах.

Тест (от лат. test - задача, проба) - метод исследования личности, построенный на ее оценке по результатам стандартизированного задания, испытания, пробы с заранее определенной надежностью и валидностью. 

Сравнение результатов, а также сопоставление их с требованиями программы подготовки позволяет судить о степени решения соответствующих учебных задач, о сдвигах в подготовленности занимающихся за определенный период. А это облегчает выбор средств и методов воспитания (обучения) и повышает объективность достигнутых результатов.

 

Возьмем, к примеру, тестирование, где сотрудник должен дать ответ (выбрать из представленных пяти ответов наиболее верный ответ). Естественно, человек не обладающий тонкостью профессиональной деятельности может задуматься, опытные будут отвечать сразу. 

Это всего лишь один вариант понимания, получения оценки по тестированию. На мой взгляд, данный вариант является всего лишь поверхностным. Почему ? Ответ прост - опытные сотрудники ответы будут давать с разной скоростью. 

Здесь, и кроется основная суть: что проверяющий желает получить на «выходе» тестирования, и сможет ли потом он «применить» полученные результаты на практике (в своей методике). 

Отсюда вытекают разные вопросы:

Какой критерий оценки «удовлетворительно» установлен на данное тестирование ? Как в целом, так и отдельно на каждый вопрос.

На что конкретно требуется направить тренировочное воздействие для повышения скорости решения (наиболее верного ответа) ?  Какие средства и методы должны быть применены ? Какая должна быть нагрузка ? И так далее.


Мифы тестирования телохранителей.

Мифы и реальность тестирования телохранителей.

Сама идея тестирования телохранителей имеет не такую большую историю. Объективно об этом стали говорить в начале 2000-х годов, когда первое поколение российских телохранителей набралось некоторого личного опыта.

Мы можем выделить три основных этапа, в течение которых может быть применено тестирование личного состава. И на каждом этапе существуют устойчивые мифы и заблуждения, о которых практически не говорят. Постараюсь дать объяснения, которые помогут кому то сэкономить время и денежные средства.

Этап первый, подбор сотрудников отделом кадров.

- Наличие резюме равноценно наличию опыта.
Написать можно что угодно, но нет описания конкретных условий работы. Каждый охраняемый объект имеет свои особенности. Также сотрудник может занимать определенную должность, но заниматься самыми разными делами, в том числе и перекладыванием или перевозкой документов, что никак нельзя прировнять к работе на посту личной охраны.

- Хэдхантер лучше знает, какой нужен сотрудник.
Без опыта общения и работы, с телохранителем говорить бесполезно. Уважающий себя сотрудник личной охраны на собеседовании будет задавать вопросы, имеющие непосредственное отношение к рабочему процессу, что бы понять, хочется ли ему работать в этом месте. Хедхантер со своей стороны использует непонятные алгоритмы оценки сотрудника. Чаще всего получается разговор глухого с немым. Посредник не может ответить на вопросы, претендент не получает ответов. Рекомендация коллегам, сразу старайтесь пообщаться с руководителем подразделения. Сэкономите много времени, узнаете много интересного.

- Опросники и беседа расскажут о мотивации претендента.
Продолжение описанного выше. Модные модели оценки не имеют к реалиям работы телохранителей никакого отношения. Со стороны телохранителя это поиск компромиссного варианта обмена своих навыков на денежную компенсацию потраченного времени. Диапазон людских пороков и характеров укладывается в узкий перечень. Как правило, работа на одно клиента длится 3-5 лет. Поэтому через 10-12 лет сотрудник понимает, что он это уже когда то проходил.

Тестирование и контроль на рабочем месте.
- Видео съемка отражает реалии рабочего процесса.
Данные методы проверок до сих пор продолжают практиковать «профессионалы от спецслужб». Как правило из области анти и контртеррора. Скрытое наблюдение за объектом это их основная работы, в этом они действительно профи. Но со стороны личной охраны такие вещи не одобряются. Во-первых, любая реакция на изменение оперативной обстановки обусловлена огромным множеством факторов. От настроения ОЛ в данный момент, до особенностей местности. Телохранитель в каждый рабочий момент учитывает огромное множество факторов. И не всегда они подлежат оглашению даже для руководства. И во-вторых, такая скрытая съемка вызывает недоверие к работодателю. Если вы не доверяете своей команде, лучше просто увольте.

- Периодические проверки на полиграфе дают объективный результат.
Как правило, хороших специалистов полиграфологов не так много. И не все правильно трактуют результаты «тестирования». Такое тестирование имеет смысл только при расследовании конкретного «преступления». Получение реакции на слово «наркотики» может означать слишком многое, анализ же может быть далеким от истинного положения дел. От личного неприятия самого факта, до семейной трагедии.

Этап третий. Тестирование перед и в течение тренировочного курса.
- Пейнтбалл и страйкбол дают результат.
Попадая под обстрел шариками, телохранитель может продемонстрировать только наличие неких технических приемов. И способность их применить в данном конкретном случае, полигоне, тире. Не более того. Такая «оперативная обстановка» не приближена, а максимально оторвана от реальности. Начиная от защитных очков, закрывающих обзор, до выбора одного из нескольких видимых стрелков.

- спарринг с инструктором это показатель подготовки.
Спарринг также может показать только технический арсенал сотрудника, и в наличие физических кондиций. Проигрыш профессиональному «спортсмену» не стоит оценивать как «не зачет». Один завтра пойдет в спортзал, а второй на пост. И тем, кто устраивает такие проверки, надо учитывать, что травмированный сотрудник не является полноценной боевой единицей. И возникает вопрос, а в чем был смысл «боя»?

- Инструктор ”школы" определяет степень профподготовки.
Для такого заключения надо что бы «инструктор» имел собственный, сопоставимый опыт работы в личной охране. Что совершенно не так. Как правило, инструктор в «школе» это узкий специалист в какой-либо области, чаще в дисциплинах ближнего боя. Наличие боевого прошлого никоим образом не приравнивается в опыту работы в области личной охраны. Если «инструктор» был бы востребован как телохранитель, и работал бы постоянно на посту, мы, как специалисты, реже видели бы рекламные видео бредового, с профессиональной точки зрения, содержания.

t10-50

В своей работе мы исповедуем профессиональный принцип: «Не надо говорить то, что нельзя написать». Поэтому когда тестируемый сотрудник отвечает письменно на вопрос, он должен быт готов подтвердить свой ответ. Таким образом, начальное тестирование перед началом курса или в процессе работы может занять всего 15-20 минут. Достаточно знать какие вопросы стоит задать. Опытный телохранитель сразу отвечает, сотрудник «со стажем» задумывается, показывая отсутствие понимания своей деятельности.

То же самое можно отнести и к проверке физических кондиций. Просто скажите мне за какое время пробегаете 5 км, или сколько раз подтягиваетесь. И будьте готовы продемонстрировать. Заниматься со слушателями физическими упражнениями инструкторы вообще не должны. Это самостоятельная работа, и обязанность сотрудника. За поддержание собственной спортивной формы он получает зарплату.

Действия по тревоге. Эвакуация охраняемого лица из зоны атаки.

13076852 1231949570149037 1418795023012787622 n
 
Действия по тревоге. Эвакуация охраняемого лица из зоны атаки.
 
В данном материале будет рассмотрен четвертый пункт Классификации действий обеспечения безопасности охраняемого лица – классификация действий эвакуации охраняемого лица, в зависимости от  вектора атаки при применении огнестрельного оружия. Отметим, что в данном случае, телохранитель убирает  охраняемое лицо с линии атаки и при этом он должен применять приемы страховки и самостраховки.
Сотрудник личной охраны должен изучить все основные способы смещения охраняемого с линии атаки, а изучив приемы эвакуации, еще раз остановиться на тех из них, после применения которых, легче перейти к ее выполнению. Телохранители  должны уделять не меньше внимания изучению подготовки к эвакуации и тренировке в ней, чем изучению их самих. Нужно своими действиями заставить охраняемое лицо на какое-то мгновение сместить равновесие, стать на одну ногу или отклониться в какую-либо сторону так, чтобы центр тяжести его тела вышел за площадь опоры. Использование силы, инерции движения и тяжести тела охраняемого лица значительно облегчает выполнение смещения.
 
img-snLZ6q
 
Устойчивым положение телохранителя в момент смещения будет в том случае, если перпендикуляр, опущенный из центра тяжести его тела, не выходит за площадь опоры (рис.1). На рисунке показана высокая фронтальная стойка; тяжесть тела распределена равномерно на обе ноги. На рисунке видно изменение площади опоры при изменении стойки: правая высокая стойка, правая низкая стойка. 
Как видно из рисунков, во фронтальной стойке телохранитель сравнительно устойчив в боковых направлениях и неустойчив в переднем и заднем направлениях. В высокой стойке (левой или правой) он сравнительно устойчив в боковых, переднем и заднем направлениях и менее устойчив в направлении переднего правого и заднего левого углов. Нарушение устойчивости в этих направлениях быстро может быть восстановлено короткими шагами вперед или назад. В низкой стойке (левой или правой) телохранитель менее устойчив в направлении правого переднего и левого заднего углов и не способен быстро восстановить равновесие, так как его ступни очень удалены одна от другой, а также от места, над которым находится центр тяжести его тела. Для восстановления равновесия он должен делать большие шаги и сильно отталкиваться ногой от пола или же виснуть на охраняемом. Из всего этого можно сделать вывод, что высокая (левая или правая) стойка является не только наиболее удобным исходным положением для выполнения смещения, но и наиболее мобильной стойкой, удобной для проведения маневра, и сохранения своего устойчивого положения.
При смещении в основном используется три способа эвакуации:
1) использование собственной силы; 
2) использование силы и инерции движения охраняемого лица;
3) использование собственной силы в сочетании с силой и инерцией движения охраняемого.
Наилучший способ — третий, когда телохранитель использует силу и инерцию движения охраняемого  и прилагает свои усилия в том же направлении, легко его смещает с линии атаки.
 
images
 
Для смещения желательно использовать не только мышечную силу, но и свой вес, и рациональное положение своего тела для данного движения. Воздействие, при котором вы "вешаете" на охраняемого часть своего веса и тем самым смещаете его центр тяжести, называется загрузкой. Для того чтобы загрузка верно передалась необходимо подойти к охраняемому как можно ближе. Загрузка может быть передана через любую часть тела. 
Непосредственное смещение охраняемого с линии атаки осуществляют тягой или толчком руками или другими частями тела, зашагиванием (подшагиванием) и поворотом или наклоном туловища. 
Чаще всего смещение выполняется комбинированно двумя — тремя способами. Например, последовательно выполняя одно движение за другим, можно сделать шаг вперед, произвести толчок руками назад — вниз и наклонить туловище вперед. В данном случае происходит сложение двух или трех сил, действующих в одном направлении, и охраняемому трудно в короткое время противопоставить им равноценное усилие и сохранить устойчивое положение. Преодоление пассивного и активного сопротивления и выведение его из устойчивого положения — задача очень сложная. Чтобы сместить ОЛ с линии атаки, телохранитель прилагает силу многих групп мышц (рук, ног, туловища) и выполняет движение с большой скоростью, используя при этом силу и инерцию движения ОЛ.
Существуют и другие варианты смещения. В случае смещение центра тяжести тела охраняемого происходило за счет фиксации точки опоры и силового воздействия на верхнюю часть, то есть тело рассматривалось как единая жесткая конструкция. При воздействии парой сил эта конструкция нарушается. В качестве примера рассмотрим ситуацию, когда одна рука воздействует на живот, а вторая давит на верхнюю часть спины. В результате этого ОЛ сгибается в пояснице, т.е. изменяет конструкцию, вектор силы, тяжести которой смещен за площадь опоры.
Также есть вариант использование болевого эффекта. Сместить сильного сопротивляющегося довольно сложно. Для упрощения задачи можно и нужно использовать болевое воздействие. Повинуясь инстинкту самосохранения, ОЛ будет двигаться так, чтобы эту боль уменьшить. Следовательно, нужно сделать так, чтобы это движение привело его к смещению с линии атаки.
При смещении ОЛ играют огромную роль различные наклоны, повороты вокруг своей оси, повороты плечевого пояса, таза и головы. Все способы смещения руками и перемещением становятся значительно эффективнее, если будут сочетаться с наклонами туловища вперед, в сторону или поворотами вправо, влево. Лучше всего выведение смещение получится тогда, когда телохранитель переместится, займет правильное положение, хорошо выполнит действия руками и в том же направлении наклонит или повернет туловище. Тогда в одном направлении на ОЛ будут воздействовать три силы и, если они будут приложены в правильной последовательности и с большой скоростью, он не сможет оказать сопротивление.
Методические рекомендации действий телохранителей по эвакуации охраняемого лица будут рассмотрены в готовящемся пособию по ближнему бою.
 
Сысун Алексей, Сакуто Дмитрий.

Неочевидная биомеханика

Козлов раздвоение

Недавно мне показали анализ (разбор) знакомой нам ситуации украинскими телохранителями. Речь о видеоролике Козлова С.Н. Статья от 03.01. 2017 года называется «Метод "раздвоения цели" для телохранителя-одиночки», автор текста некто Зборщик Н.В.


И так на видео мы имеем конкретную ситуацию с определенным развитием событий. 


Автор: «…После толчка телохранителя – охраняемое лицо падает на землю. По мнению «АНТИКИЛЛЕР» - это является ошибкой. При падении клиент может травмироваться (особенно конечности) или окончательно дезориентироваться в ситуации. И в итоге стать легкой добычей для киллера, если телохранитель не сможет вовремя его обезвредить.»


Из источников:
1. Важность травмированной конечности и смертельного исхода...
2. Военно-медицинская доктрина.
При разных положениях тела - разная площадь поражения жизненно важных органов. В положении "стоя" человек наиболее подвержен поражению жизненно важных органов, чем в любой другой. На картинке - "стоя" и "упав".
Кроме того, от количества попаданий меняется соотношение убитых и раненых. И утверждать, к примеру, что 4 попадания является смертельны не совсем верно. Если сказать по-простому, то увеличивается вероятность смертельного исхода (соотношение меняется (увеличивается) в сторону убитых).


Автор: « …Возьмите любого неподготовленного человека в качестве охраняемого лица, который ничего не будет подозревать, и проведите тренировку с «внезапной» атакой. Вы увидите, что при толчке охраняемый либо упадет, либо оцепенеет (напряжется) – и толчок получится малоэффективным, то есть он не будет смещен с линии огня. Особенно, если клиент по весу превосходит своего телохранителя…» 


Из источников:

1. "Упадет" - смотрим выше.

2. "Оцепенеет" (напряжется) – Биомеханика. Площадь опоры охраняемого лица («оцепенеет» или нет) не меняется. Чтобы изменить (усложнить) «отталкивание» требуется увеличить площадь опоры (к примеру, поставить ноги шире), расположиться под определенным углом охраняемому лицу к телохранителю и т.п.

3. "Вес" – Биомеханика, закон сохранения импульса. К примеру, вес телохранителя 80 кг, вес охраняемого 110 кг. То скорость совместного передвижения при «отталкивании» телохранителем охраняемое лицо ("грубо подсчитав") будет около 1,26-1,68 м/с (не учитываем безусловно: угол приложения силы, опору или без нее и так далее – т.е. техника "толкания"). Естественно, что направление движения у охраняемого лица либо равно "0», либо "совпадает" с движением телохранителя. В зависимости от действий будут действовать и другие законы биомеханики.


И так далее по тексту... Выводы - делайте сами.


P.S. К примеру, расчеты и статистика военно-медицинской доктрины будут приведены в методическом пособии (методические рекомендации) по тактике.

Тактика и стресс.

20-13-09-1433194975 1474191 900«На пороге - Закон». Примут его или нет – дело времени. Будет он, хорошо или нет – время покажет.
Какой бы не был данный закон, профессиональную деятельность сотрудников личной охраны он не заменит. И в вопросах подготовки, мы можем с уверенностью сказать, что он не заменит никаких методик, существующих в негосударственных образовательных заведениях, всего лишь, могут изменится количество часов, отпускаемых для получения заветного документа. НОУ и так осуществляют подготовку сотрудников личной охраны.
В любой программе, как полагается, большое внимание уделяется тактико-специальным занятиям.
На тактико-специальных занятиях отрабатывают определенные шаблоны. И как показывает практика - у каждого "свои индивидуальные".

Возьмем, к примеру, события, запечатленные в двух видеороликах: одно с Януковичем, другое с Саакашвили. Оба с ютуба.

Наработка технических действий, как условный рефлекс на угрозу, «без проработки» тактического мышления может привести к непоправимым последствиям. Т.е. представьте себе, что при реальной угрозе, в момент действий охраняемое лицо поведет себя «не адекватно» (упадет в обморок или побежит (а может и в сторону проявления угрозы)) и в  этот момент телохранитель попытается его толкнуть в сторону или увести (как это видно на многих видео)… Итог очевиден.

Тактико-технические действия телохранителя зависят от многих ситуаций, связанных с проявлением угрозы как на само охраняемое лицо, так и на выполняющего действия телохранителя. Это, собственно говоря, и объясняет проработанная классификация действий телохранителя, в перечне которой, они расположены по общим признакам. 

Собственно, ответы на данные вопросы и многие другие можно будет найти в готовящемся к выпуску методическом пособии (методические рекомендации).
Сысун Алексей, Сакуто Дмитрий.