Материалы

Стандарты в безопасности

AKA 5

 

“ - У нас дыра в безопасности !

- Ну хоть что-то у нас в безопасности…”

из подслушанного на одном “экспертном” совещании

 

 

          Ушедший 2018 год для российской частной охранной деятельности стал знаковым по причине создания двух целевых организаций - “ТК 208” и “СПК НСБ”. Для “тех, кто в танке” – “ТК 208” – это номерной технический комитет при Росстандарте, который призван сформировать государственный стандарт “Частная охрана”, а СПК НСБ – это Совет по профессиональным квалификациям с негосудартвенной сфере безопасности (не охраны, а именно безопасности) в составе Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям.Ответственный исполнительный орган для СПК НСБ - Минтруда и соцзащиты РФ. В чем причина появления и что это значит не просто для “отрасли”, а для страны ?


 

Экономика в стране переживает очередной кризис, схожий по социальным “параметрам” с дефолтовым 1997 года. Вслед за ней стремительно летит вниз и сфера НСБ – это закономерно. На 1100 сократилось число зарегистрированных ЧОО, количество лицензиатов сократилось с 700 до 625 000 охранников. Как утверждает УЛРР телохранитеелй ( зарегистрированных в договорах) стало 6000… Куда делись все эти люди ? Ушли в серую нишу (те же телохранители около 30 % рынка прешли на “козявочники”, как они презрительно называют травматические железки) , где они никак не связаны с официальной статистикой со всеми вытекающими обстоятельствами. А что государство говорит на все это по всем областям экономической деятельности ?

 

Эврика !

 

Как становится понятным из постановления Правительства №23 от 22 января 2013 года “О правилах разработки и утверждения профессиональных стандартов” страна остро нуждается в квалифицированных работниках во всех 40 областях экономической деятельности.Профессиональный стандарт, в отличие от государственного, предусматривает персональную квалификацию. Квалификация невозможна без обучения и экзамена. То есть те, кто хочет работать должны не только учиться, но и соответствовать обретенной квалификации ВНЕ ЗАВИСИМОСТИ ОТ СПОСОБА ЕЕ ПОЛУЧЕНИЯ. 

 

Как все это выглядит в реальности для отрасли : 

 

415 российских ЧОУ беззаветным ратным трудом за последние годы понавыпускали в жизнь почти 700 000 дипломированных и самоквалифицированных теми же ЧОУ лицензиатов-охранников. Правительство им, охранникам, а не ЧОУ, говорит : “Страну не волнует, как вы получили свои дипломы с квалификацией, нас очень интересует их соответствие профессиональным стандартам, и для этого мы создаем определенный регламент”. Так считает государство. Но вот парадокс  - отдельные представители охранного сообщества и контролирующего государственного органа открыто считают, что стандарты в этом виде экономической деятельности не нужны. Так это парадокс или как ? Может это и есть та самая сермяжная правда ?

 

       Смотрим в глубину юридической пучины. Система стандартов и независимая оценка квалификации специалистов необходима “для создания объективной основы для формирования программ профессионального образования/обучения/подготовки, для оценки профессиональных квалификаций вне зависимости от путей их получения, для подбора, развития и расстановки персонала”– цитата из методические рекомендации НИИ Минтруда для разработки стандартов  от 2016 года.  

          И действительно, с 1 января 2017 года вступил в силу закон РФ №238 “О независимой оценке квалификации”, который установил, что некий “иной порядок оценки квалификации… допускается до 1 июля 2019 года”. То есть в следующем году квалификацию должны будут подтверждают только установленным порядком.  Не лишне помнить, что ПОКА эта процедура со стандартами и прочими нервно-финансовыми мероприятиями носит рекомендательный характер. ПОКА.

 

        ДОКОЛЕ и что это будет за порядок в сфере негосударственной безопасности рано или поздно, но определит Правительство РФ по рекомендациям того самого Национального совета, который возглавляет предводитель всех российских промышленников и предпринимателей Александр Николаевич Шохин. Для понимания ситуации также нужно учесть, что В РСПП – цитадели заказчиков российских ЧОПов, уже давно работает отдельная комиссия по безопасности предпринимательской деятельности и негосударственной сфере безопасности под руководством генерала армии запаса Рогожкина Николая Евгеньевича, которая по сути и курирует созданный 20 августа 2018 года СПК НСБ. То есть, не только Правительство РФ, но и работодатели серьезно озаботились проблемой квалифицированных кадров на самом высоком уровне. 

 

           Итак, еще раз. Для частной охранной деятельности все вышеизложенное вполне МОЖЕТ значить то, что чему и как бы не обучали охранников в школах – ЕСЛИ ЭТО ПОТРЕБУЕТСЯ, то они все-равно должны “пойти на три великие буквы” – сначала в СПК, потом, в ЦОК (центр оценки квалификации), затем на НОК (независимая оценка квалификации). Ибо, согласно  закону № 238 только отраслевой СПК имеет право проверять соответствие результатов обучения (квалификацию, например, частных охранников) принятым стандартамПоэтому собственно сами стандарты ПОКА и носят рекомендательный характер. Но в следующем году благодаря беспрецедентно ратному труду специалистов СПК в рыночном обороте появятся профессинальные оценочные средста – а это никак не относительные рекомендательные величины, а конкретные нормативы по выполнению профессиональных навыков. Такова логика развития государственной идеи о независимой квалификации рабочих и служащих. И это только вершина айсберга этой фундаментальной госмысли. 

 

Иными словами - если заказчик (промышленник/предприниматель), не говоря уже о чиновниках, которые формируют госзаказы/ контракты/тендеры, потребует от исполнителя (ЧОО) выполнения договорных обязательств квалифицированными кадрами, то очередь в ЦОК от СПК НСБ растянется на годо-километры. 

 

          Госстандарт  “Охранная деятельность", над которым ныне работает “ТК 208” при Росстандарте – это часть всего государственного мега замысла о правильном, и поэтому светлом будущем.  Но на данный момент мозговой штурм специалистов “ТК 208” не имеет внятного концептуального выражения. То есть, никто не может, а если может, то не хочет, сказать ЧТО ЭТО ТАКОЕ – ГОССТАНДАРТ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ? Что он дает для отрасли и во имя чего собираются в общественнйо палате светлые головы от ремесла охранного ?

 

Если для создания профстандарта есть методические материалы Минтруда, то участникам  “ТК 208” такие материалы не были представлены для согласованности своей работы с мыслями министерскими. От этого экспертные мысли по стандартизации всего российского охранного действа почему-то разбивается на сектора вроде “охрана школ”, “охрана больниц”, “охрана торговых центров”, “охрана массовых мероприятий”, “личная охрана” и т.д.  по списку. У экспертов рабочей группы НАСТ России в СПК, которые также задействованы и в ТК 208 другое видение решения этой задачи, но без директивного министерского ориентира реализация собственных мыслей выглядит курьезно. 

 

          На самом деле, все давно и не нами, экспертами от охранного ремесла, придумано. В 9 Управлении КГБ СССР, которое отвечало за охрану не только руководителей партии и правительства страны(личная охрана), но многочисленных гособъектов (объектовая охрана). Опыт проведения т.н. “массовых мероприятий” у “девятки” был самый огромный в мире. Да и ФСО РФ ничем не уступает своему предшественнику. Ни одна спецслужба мира не имела под постоянной охраной официально 24 (!) постоянных круглосуточно и повсеместно охраняемых лица.  Так вот стратегической организацией и координацией этой работы еще в НКВД, а затем в “девятке” занимался тот самый знаменитый “штаб” - Отдел службы и боевой подготовки, который составляли два отделения в прямом соответствии со своим названием. Штат отделения службы составлял восемь человек. Штат отделения боевой подготовки – больше сорока. Подобные “кремлевским” планы именно охраны и сопроводительная для них документация не создавались ни в одном из правоохранительных ведомств. Этим просто никто больше не занимался. Ни в одном городе ни в одной из братских республик СССР.  

Этот факт - объективная причина отсутствия базового понимания экспертной практики обеспечения безопасности. Как говорится, писать и подписывать документы или приказы - это две дольшие разницы. А что касается абстрактной теории – тут целые академии и армия научных работников. На бумаге что-то написать - это не план вести и не на посту работать. Без обид и тени намеков. План – это логическое обоснование действий. Провал плана – план провала. Если документ профессионально ничтожный, “кривой”, то работать по нему невозможно. Соответственно и результат будет ожидаемый. Все будет переписываться и изменяться бесконечно вместо того, чтобы сделать все изначально верно.  

 

         Когда горячие головы хотят внедрить то, что они называют “стандарты” в безопасность, они должны знать, что все это уже давно было изобретено еще в сталинские времена. 

 

Отделение службы отвечало за разработку и ведение планов охраны – это и есть тот самый госстандарт, который буквально вымучивает “ТК 208”. Не важно какой объект берется под охрану – важно каков план охраны (дислокация постов и постовые задачи) и кто за что отвечает (табели постов) при решении поставленных задач. 

 

 

         А вот за то, кто и как выполняет служебные(рабочие, контрактные, профессиональные) обязанности, отвечало отделение боевой подготовки, которое готовило планы обучения и служебных проверок. Это и есть профстандарты, за которые уже бъектся СПК НСБ. Самое главное, чтобы эти два стандарта работали друг-на друга, а не зияли в правовом пространстве сами по себе. Профессионалам всегда важен результат, в отличие от функционеров, которым важен сам процесс, надувающий их личную “профильную значимость”. 

 

        Можно “настрогать кучу” профстандартов, но если они не впишутся в общую стратегию и не пройдут актуализацию, то какой смысл в этих бумажках? Кто определяет данную стратегию ? Те, кто разбирается в этом вопросе, те, кому важен результат, а не процесс в формате заседаний, совещаний, круглых столов и прочих конференций... Ни один серьезный вопрос НИКОГДА не решается общим голосованием. Единственное исключение – Политбюро ЦК КПСС эпохи позднего Леонида Ильича Брежнева. Судьба серьезного вопроса определяется ТОЛЬКО чьим-то (как правило,руководящим) волевым решением. Кто сегодня является министром НСБ ? СУдя по всему это нужно искать в недрах РСПП… Потому, что болтать- не мешки ворочать, как говорит великая русская мудрость. Бумага, она все стерпит, а вот кто и как исполнять будет то, что криво написано ?

 

Как говорили в Политбюро ЦК КПСС “есть мнение, что…” после принятия стандартов “охранник”, “телохранитель” и даже  “детектив” с “киберохранником”  в 2019 году сразу же через систему НАРК начнет работу система независимой оценки квалификации (НОК). Это только мнение. 

На практике это МОЖЕТ означать следующее : на бескрайних рыночных просторах появятся “реестровые” специалисты тех, кто успешно прошел НОК, государство через СПК НСБ признает квалифицированными специалистами и НАРК торжественно занесет этих реальных профессионалов в госреестр. А как же те, которые не пройдут эту НОК и попадут в категорию “остальных” ? Это проблемы остальных, которые в одночасье станут “ремесленниками” и тех ЧОО которые подписывают с ними трудовые соглашения.  Рынок по замыслу государства сам себя должен поделить на профессиональный и ремесленный. Добро пожаловать в реальный мир !

 

          Эта ситуация моментально поставит перед Правительством РФ вопрос о целесообразности прохождения служебных проверок от контролирующего частную охранную деятельность ГУЛРР и ГК Росгвардии именно реестровыми специалистами. И для охранника и для телохранителя НОК не может не предусматривать экзамен по стрельбе из оружия и комплексного применения спецсредств и физической силы. И если закон дает право с этими навыками зарабатывать деньги, то это значит, что квалифицированный специалист должен уметь это делать. Вне зависимости от того НУЖНО ли ЕМУ СЕЙЧАС это или нет. Если по закону положено, то что называется, будь любезен продемонстрируй. И дважды платить за ежегодные проверки (подтверждение квалификации по владению оружием есть и всегда будут ежегодными) будут именно те, кто перейдет в категорию не прошедших НОК ремесленников. Ситуация не сильно запутанная, но реально печальная, но это следствие от “лес рубят –щепки летят”. Можно себе представить сколько из 600 тысяч охранников сдадут реальный профессиональный экзамен… Может поэтому и “есть мнение”, что стандарты в охранном бизнесе не нужны ?

 

 К кому вопросы ? Именно к Правительству РФ и уже можно сейчас, так как все эти СПК, НОК и реестры появляются в силу выполнения именно указанного выше постановления Правительства. Пока нет стандартов, нет  и НОК и ситуация спокойная. Но как только появятся первые реестровые охранники и телохранители, самооздоровляющийся рынок вступит в фазу реальной шоковой терапии. 

 

         Согласно упомянутому “мнению” в проекте нового законе “О частной охранной деятельности”, который еще в феврале никто не мог посмотреть, готовится к чтению в ГД РФ (весна 2019) разработчикам будет необходимо дать как правовые основы грядущему разделение трудовых ресурсов по качественному признаку, так и установить “переходной” период, после которого дорога на профессиональный рынок неквалифицированной рабочей силе будет закрыта. 

 

 

Справочный раздел :

 

Пункт 1. 

 

По данным Минтруда РФ на 2019 год квалификация “охранник”, в отличие от таких квалификаций, как “спортсмен”, “тренер”, “спортивный судья”,“садовод”, "полевод”, “овощевод”, для экономики страны не является приоритетной. 

В свою очередь, разработка и актуализация профстандартов  для таких квалификаций как “рентгенолаборант”,”инструктор-методист”,”зубошлифовщик”, “резьбофрезеровщик”,”доводчик притирки”,”шевинговальщик”,“полировщик” и еще порядка тридцати иных, безусловно важных для экономики страны профессии, ведется за счет бюджетного финансирования. 

 

Вопрос о необходимости бюджетного финансирования разработки и актуализации именно стандарта “Телохранитель”  - это частный вопрос здравого смысла. Есть область экономической деятельности № 012 – “Обеспечение безопасности”. И если она не актуальна с точки зрения Правительства, то зачем же обывателю спрашивать как охранять массовые мероприятия, учебные и медицинские учреждения, инфораструктуру и прочих физических лиц, входящих как минимум в полутысячу самых богатых россиян ? 

 

Пункт 2. 

 

Прогнозируемый рабочей группой СПК НСБ по формированию стандарта “Телохранитель" “отсев” при прохождении кандидатами НОК по квалификации телохранитель может составлять до 70%. По квалификации “охранник” эти значения могут быть близки к 50%. 

То есть “переходной” период о котором шла речь выше может длиться как минимум, три-пять лет. Его  окончание можно будет определить по стабильности прохождения НОК квалифицированными специалистами. То есть, рынок сам отсечет тех, кто на нем лишний. 

 

Пункт 3. 

 

        Проект профстандарта “Телохранитель” 18 декабря 2018 года года был согласован и одобрен СПК НСБ для начала процедуры регистрации в Минтруда РФ. Согласно установленной процедуре 3 января 2019 года на сайте ВНИИ Труда Минтруда РФ проект стандарта для экспертов был переведен в статус “обсуждение” на 12 дней. О чем на сайте СПК НСБ и через почту проинформированы ведущие профсоюзы, координационный совет НСБ РФ и лидеры охранного сообщества. 21 декабря работа над текстом проекта был закончен и переведен в статус “проект создан”. В настоящее время текст проекта проходит согласование в профильном отделе министерства.

       На конец января 2019 года после профессионально – общественного обсуждения проекта на которое постановлением СМ РФ отводится 15 дней, планируется формирование пояснительной записки и подача всего пакета документов для принятия проекта министерством. Планируемое утверждение стандарта Нацсоветом при Президенте РФ по профквалификациям – конец марта. 

 

 

Руководитель рабочей группы СПК НСБ 

Президент НАСТ России

Дмитрий Н. Фонарев


Статья опубликова на в журнале "Мир Безопасности" №3 2019 год.


NOTA BENE


На момент публикации НАСТ России начал работу над формированием Национального стандарта по звщите жизни и здоровья, предметом которого  является услуга телохранителя и таким образом связывая воедино две составные части федеральнйо идеологии стандартизации, прописаннйо в федеральном законе №162-ФЗ от 2015 года.


 

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии.